;

История карт Таро — кто придумал и как создавались колоды

Игральные карты попали в Европу через завоеванную арабами часть Пиренейского полуострова примерно в 70-х годах XIV века. Здесь по видимому и начинается история карт Таро. По крайней мере мы будем предполагать так.

История карт таро

Несмотря на осуждение и прямые запреты духовенства игра быстро распространялась и уже на рубеже XV столетия добралась до Италии.

История возникновения карт Тарокки

Символические колоды (наборы с рисованными козырями — будущие Таро) — местное итальянское изобретение. Старейшие известные пачки (колоды появились позднее) создавались предположительно в 1420-1450 годах. По заказу членов аристократических семей Висконти и Сфорца. Общее количество дошедших до нашего времени карт — 271.

Специалисты, изучающие историю происхождения Таро, делят их на 15 наборов по манере исполнения, цветовой гамме, материалу, размеру. Наибольший из них (написанный предположительно художником Бонифацио Бемпо) состоит из 74 карт. Не хватает Падающей Башни, Дьявола, Рыцаря масти Монет и Тройки Мечей.

На Козырях отсутствуют названия или числовые обозначения. Скорее всего игра была широко распространена и участники свободно ориентировались в старшинстве и значении картинок. Количество и первоначальный порядок ранних североитальянских Старших Арканов неизвестны (эти данные позаимствованы из более позднего Марсельского Таро).

Наряду с Висконти-Сфорца существовало несколько наборов символических карт, (например, наборы Мантенья и Минкиати), но они не выдержали испытания временем.

Все Козыри, датированные XV веком, созданы в Италии. Термин «тарокки», которым обозначались колоды с «рисованными» козырями впервые появляется в 30-х годах следующего столетия. Тогда же с новой карточной игрой знакомятся жители юга Франции. Название забавы галлы переделали на свой лад, теперь оно звучало как «Таро». Под этим именем игра, похожая на современный бридж, завоевала Европу и пребывала на вершине популярности несколько веков. Сейчас она забыта даже на родине, лишь французы коротают время за азартным таро.

История возникновения карт Тарокки

Долгое время первыми считались несколько карт, оставшихся от трех наборов, созданных живописцем Жакменом Грингонье для развлечения короля Карла VI предположительно 1392 году. Но недавние исследования доказали несостоятельность этой версии. Раритеты были нарисованы в Северной Италии не раньше начала XVI века. Историю создания слегка подправили.

Скорее всего, во времена Возрождения Таро использовались исключительно для игры. Первое описание гадания на «рисованных» картах находится в книге, напечатанной в Болонье примерно в 1700 году. Но как гадательная система Таро обретает известность только в конце XVIII века.

Французское Таро — распространение на Европу

Интерес к предсказанию судьбы возрос после выхода очередного тома эпохального труда энциклопедиста Курта де Жебелена. В книге, кроме всего прочего, приводился новый трактат мэтра «Об игре в Таро». Помимо рассуждений о собственно азартной забаве, де Жебелен описал возможности предсказания будущего при помощи Таро, и высказал предположение о египетском происхождении колоды.

Французское Таро - распространение на Европу

Верный последователь ученого мужа и его собрат по масонской ложе Жан Альетт сумел использовать полученные знания для сугубо практических нужд. Он отбросил часть элементов учения де Жебелена, мешающие основному (по мнению Альетта) предназначению Таро — гаданию.

Несмотря на проведенную «чистку», созданная бывшим парикмахером колода осталась перегруженной каббалистической и масонской символикой. Но отлично подходила для решения проблем парижской публики. Каббала, ложи и пирамиды были в моде, а мода для Франции — это все. Мсье Жан (в прошлом парикмахер) открыл первый в столице гадательный салон «в египетском стиле» и взяв оккультный псевдоним «Эттейла» быстро пошел в гору.

Бывший парикмахер успел не только написать трактат о предсказании будущего, создать свои картинки и придумать ее упрощенный вариант — «Малого Эттейлу», но и заработать на реализации. Новые гадательные карты продавались во всех крупных городах Франции, а со временем — за рубежом, в том числе и в России.

Но, пережив короткий период популярности, «Эттейлы» уступили место другим, более совершенным и проработанным колодам. В настоящее время традиция угасает, не имея достаточного количества последователей.

Точку в бурной деятельности и активной светской жизни Альетта поставила революция. В отличие от своей коллеги мадемуазель Ленорманд мсье Жан не сумел удержаться на плаву в бурных водах истории.

История карт Таро будет неполной, без упоминания имени католического священника Альфонс-Луи Констана. Он писал под псевдонимом Элифаса Леви. Выдающийся мыслитель и автор множества работ каббалистической направленности. Он считал Таро универсальным алфавитом и универсальной системой гадания. Сопоставив Арканы с путями Сефарот и связав их с литерами древнееврейского алфавита, Констан написал новую историю создания Таро.

Египетское направление

Французский медик Жерар Анкосс (Папюс) использовал наработки Констана. Но отстаивал версию о египетском происхождении карт. Вкладыш одной из его книг содержал колоду в стиле страны пирамид. Карты требовалось вырезать собственноручно и наклеить на картон.

Египетское направление

Колоде выпала долгая жизнь. Через несколько лет черно-белые рисунки уже продавались в разрезанном и упакованном виде. А в 1982 году одно из американских издательств выпустило их «в цвете». В настоящее время творение доктора Анкосса — один из наиболее популярных вариантов. А его работы по магии и гадании переиздаются уже два столетия и стали своего рода классикой.

Наследие Золотой Зари — и не только

В 1888 году группой английских энтузиастов был создан орден Золотой Зари, который, кроме всего прочего, занимался изучением Таро. Членами организации были систематизированы многочисленные соответствия между египетскими иероглифами, еврейским алфавитом, астрологическими символами и Арканами. Интересно, что полученная система заметно отличалась от выводов французских исследователей.

Результатом совместных трудов стала колода, нарисованная женой одного из ведущих членов Золотой Зари Мойной Мазерс. Карты до нас не дошли, но впоследствии Израэль Регарди издал точную (по его словам) копию. В конце XX века в продаже появились две колоды-подражания: «Новое Таро Золотой Зари» и «Герметическое Таро».

Карты Таро Артура Уайта

Ярким, хотя и излишне самостоятельным, членом ордена, был Артур Эдуард Уайт. Человек с непростой судьбой и еще более сложными устремлениями. Перенеся в юном возрасте тяжелую болезнь и побывав одной ногой в могиле, Уайт решил провести остаток жизни в духовных исканиях. Но деятельность Золотой Зари шла вразрез с религиозными убеждениями молодого человека. И увлеченность членов ордена египетскими мистериями не находили отклика в его душе.

Карты Таро Артура Уайта

При создании своей колоды Уайт прибег к помощи другого члена ордена — Памелы Колман Смит, малоизвестного художника-иллюстратора. По некоторым сведениям, именно мисс Памела упростила жизнь будущим гадателям. Она посоветовала Уайту снабдить числовые изображения сюжетными картинками. Характерной особенностью стала именно ее простота и доступность. Сэр Уайт скрыл всю ненужную символику, усложняющую толкование. Выгоды перевесили даже плохой арт: мисс Смит оказалась тем еще художником…

Колоду долго не удавалось издать, она увидела свет только в 1909-м в издательстве Уильяма Райдера. Книга «Иллюстрированный ключ к Таро» была выпущена там же годом позже. Специалисты не скупились на критику, но публике новинка понравилась: карты и пояснения к ним хорошо продавались.

Таро Райдера-Уайта и в наше время выпускается огромными тиражами; являясь самой популярной продукцией из ныне существующих. Творение Артура Эдуарда Уайта породило множество подражаний.

«Книга Тота» и история карт Таро Алистера Кроули

Главным критиком творений Артура Эдуарда Уайта стал Алистер Кроули, еще не успевший превратится в Великого Зверя, но уже успешно отращивающий клыки. Личный враг Уайта, Кроули считал сэра Артура занудой и святошей. А все его труды — поверхностными и претенциозными (недавно созданная колода не была исключением).

история карт Таро Алистера Кроули

Уже на склоне жизни, просадив немалое состояние отца и загубив остатки здоровья, изрядно потрепанный Великий Зверь взялся за создание собственного Таро. История создания повторилась. Первоначально Кроули намеревался взять одну из известных колод и немного «подправить» ее. Но, как и в случае с Уайтом, вмешалась женщина.

Фрида Харрис, довольно известный египтолог, настояла на создании оригинальных картинок, предложив финансовую помощь и свои услуги в качестве художника. Кроули, уже привычно находящийся за гранью финансового банкротства, согласился.

Обычно Зверь коротко объяснял леди Харрис значение карты, перечислял символы, которые хотел видеть на рисунке. Затем просматривал готовые эскизы, подтверждая или бракуя их.

Работа растянулась на пять лет. После окончания титанических трудов, Кроули издает «Книгу Тота». В нее он помещает рисунки карт и объяснения к ним. Трактат написан в обычном для Алистера стиле. Язык тяжел, мысли автора прыгают с темы на тему, пояснения туманны, иногда — просто непонятны. Кроули в очередной раз подтвердил репутацию «опасного» автора, оставляющего в текстах ловушки для начинающих магов.

Леди Харрис оказалась одарена не только ангельским терпением, но и талантом художника. Колода выполнена в необычной манере: ее символы выразительны, но не всегда понятны, полутона отсутствуют.

«Таро Тота» переполнено символами, взятыми из астрологии, алхимии, каббалы, причем понимание Кроули этих дисциплин крайне необычно. При создании вперемешку использованы образы из всех известных автору мифологий.

Романтическая версия возникновения карт Таро (видео)

Немного романтики и мистики не помешает. Все, что рассказывает в этом ролике автор, тоже имеет место быть.

Новые колоды

Начиная с 60-х годов прошлого века популярность (и заодно количество новых колод, которое давно перевалило за тысячу) растет лавинообразно. Новинки подразделяются по традициям. Большинство современных копируют карты Уайта, некоторые вырастают из творений Папюса или Кроули, не забыто Марсельское Таро. А вот Альетту не повезло — у него не осталось подражателей.

Существуют вполне оригинальные варианты, сохраняющие знакомую структуру, но ведущие прорицателей странными тропинками («Заповедный лес», «Таро огоньков фей» и другие). Возможно, мы можем наблюдать рождение новых традиций. И история карт Таро на этом не закончится…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Taroznanie
Комментарии: 1
  1. Ирина Петровна

    Замечательная статья, спасибо!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: